Сайт воспитателя детского сада Кобелевой Анастасии Алексеевны

Представление опыта работы по теме: «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при реализации регионального компонента «Байкал-жемчужина Сибири »

Представление опыта работы по теме:

 «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при реализации регионального компонента «Байкал-жемчужина Сибири »

Подготовила: Кобелева Анастасия Алексеевна, воспитатель МКДОУ  Разгонского детского сада

 Тайшет, 2019г.

 Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект – субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает не только музыкальное, но и  всестороннее развитие ребенка, как главного объекта педагогических отношений.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых образовательных задач.

Формами взаимодействия деятельности воспитателя и музыкального руководителя  в нашем ДОУ являются:

1. планирование совместной деятельности;

2. взаимообмен методическими и дидактическими материалами;

3. совместное проведение занятий и культурно-досуговых мероприятий;

4. взаимопосещение занятий;

5. участие в педагогических советах ДОУ.

Я хочу познакомить с опытом работы о взаимодействии с музыкальным руководителем при реализации регионального компонента «Байкал – жемчужина Сибири», являющегося частью формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада.

 Направление данной программы актуально, так как усугубление экологической проблемы в нашей  стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Задачи:

- дать конкретные знания о природе Байкала, связях и закономерностях её явлений;

- формировать действенное отношение к природе, охранять, обогащать её;

- закреплять практические навыки правильного взаимодействия с природой;

 - развивать нравственные качества, эстетические чувства.

Совместно с музыкальным руководителем мы поставили цель: сформировать экологическую культуру воспитанников через воспитание любви к природе родного края.

Руководствуясь методическими материалами ГОУ ВПО «Восточно - Сибирская государственная академия образования», мы составили план реализации данной программы с учётом специфики нашего ДОУ (малокомплектный детский сад, одна разновозрастная группа).

Первым этапом реализации плана стала организация развивающей предметно-пространственной среды.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для ознакомления детей с природой родного края и озером Байкал нами был оформлен уголок «Байкал – жемчужина Сибири». В нем размещены:

· дидактические игры («Назови дерево», «Найди маму детеныша»,  «Байкальское лото», «Путешествие по Байкалу» и др.);

· карты озера Байкал;

· альбомы: «Птицы Байкала», «Животный мир Байкала», «Растения Байкала», «Рыбы Байкала», «Байкал» – результат организации совместной проектной деятельности;

· коллекция камней;

· альбом с фотографиями;

· фигурки диких животных;

· художественная литература («Байкальский заповедник», «Легенды о Байкале», журнал «Сибирячок» и др.);

· записи музыкальных произведений, звуков природы.

Эти материалы могут использоваться как для самостоятельной  деятельности воспитанников, так и для совместной, организуемой педагогом.

Работа по созданию РППС была организованна совместно с родителями и детьми (создание альбомов, сбор фотографий, камней и др.)

Созданная РППС соответствует принципам ФГОС ДО.

Организация непосредственной образовательной деятельности

При ознакомлении детей с озером Байкал основной формой работы стали занятия. Основным принципом организации НОД стал  принцип интеграции, который является одним из главных принципов развития современного ДОУ, предложенным ФГОС к структуре ООП ДО.

Для организации НОД использовались разные виды  деятельности:

· познавательно-исследовательская (путешествие по карте, экспериментирование, наблюдение, проект, конструирование из бумаги, решение проблемных ситуаций и др.);

· коммуникативная (отгадывание загадок, составление описательных рассказов, ситуативные разговоры, беседы и др.);

· продуктивная (лепка, аппликация, рисование, рассматривание картин, изготовление альбомов, панно и др.);

· музыкально-художественная (слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, и др.);

· ознакомление с художественной литературой (чтение рассказов, сказок, стихов, прозы);

· игровая (сюжетные, дидактически, подвижные игры).

При организации перечисленных видов детской деятельности использовалось музыкальное сопровождение.

Например, рисование Байкала сопровождалось предварительным прослушиванием звуков прибоя, музыкальными произведениями;  отгадывание загадок, составление описательных рассказов, ситуативные разговоры, беседы начинались с артикуляционной гимнастики; конструирование из бумаги, лепка, аппликация сопровождалась музыкально – пальчиковыми играми и т.д.

Материалы, разработанные и подобранные музыкальным руководителем (музыкально – дидактические игры; музыкально – ритмические игры; музыкальные физкультминутки; звуки природы; электронные ресурсы, содержащие видеоматериал, музыкальные произведения)  используются при проведении занятий совместно с ним и  самостоятельно мною.

Организация режимных моментов

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

В отличие от  музыкальной деятельности, организуемой музыкальным руководителем,  включение музыки в повседневную жизнь определяется мною, при использовании различных произведений, музыкально-ритмических игр  в ходе проведения утренней гимнастики, на прогулках, при организации сна.

При организации утренней гимнастики используются комплексы гимнастики по музыку, на прогулках организуются музыкально-ритмические игры, при организации сна использую музыкотерапию.

Культурно - досуговая деятельность

Работа в рамках культурно - досуговой деятельности ведётся ежедневно. Я занимаюсь организацией как самостоятельно, так и  с привлечением музыкального руководителя.

Нами организуются разные виды культурно - досуговой деятельности:

· театрализованные (сказка «Как появился Бакал», «Сказки дедушки Байкала»;

· познавательные (викторины: «Что я знаю о Байкале», «Байкал –сердце Сибири», КВН «Знатоки Байкала»);

· ежегодный праздник «День Байкала» (в 2019 г. – 08.09., 2-ое воскресенье сентября);

· квест - игры («Путешествие по Байкалу» - представлена  в приложении);

· виртуальные экскурсии (на Байкал, в  Байкальский заповедник, на ос. Ольхон).

Развлечения с использованием музыки являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования их музыкального восприятия.

Работа с родителями

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В целях  реализации данной программы совместно с родителями была организована следующая работа:

· совместный просмотр видеофильмов о Байкале;

· подбор фотографий;

· изготовление корабликов из бумаги и бросового материала;

· оформление фото коллажа «Байкал – жемчужина сибири»;

·  культурно – досуговая деятельность (участие в экологическом мероприятии «Мы - защитники природы», праздниках: «Путешествие на Байкал», и др., инсценировках, викторинах);

· конкурсы рисунков «Красота Байкала», «Растения и животные Байкала»;

· проектная деятельность (результатом проектов являются альбомы «Животные Байкала»,  «Растительный мир Байкала», «Достопримечательности Байкала»).

В результате организации совместной деятельности повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

При организации воспитательно-образовательного процесса мною совместно с музыкальным руководителем использовались следующие современные образовательные технологии:

· здоровьесберегающие;

· метод проектов;

· технология проблемного обучения;

· ИКТ;

· игровая технология;

· технология интегрированной образовательной деятельности.

Применение современных образовательных технологий при тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и родителями способствует достижению позитивных результатов в воспитательно-образовательном процессе.

Я считаю, что организация воспитательно-образовательного процесса в любом направлении с использованием музыки способствует не только музыкально-эстетическому развитию детей, но и более эффективному всестороннему развитию личности ребенка.

Список литературы

1. Загадки, пословицы, поговорки. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.

2. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. Н.А.Рыжова «Волшебница вода», «Я и природа». Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

3. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.

4. Байкал – Жемчужина Сибири: Учебно-методическое пособие –Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. - 165 с.

5. интернет ресурсы.

9c31f5ee6c298ba6f7b82b1e7f03a12c.jpg

d7a49435f3b50e0aca1f1b726869d954.jpg

a00955c4296307fdea3ad48adf7da6b7.jpg

61ee443e34c8a67ee6903b4b245fb3d5.jpg

1feec5957e1adb2cdc50e934e77d1654.jpg

8b96ad17cff6f1c47bb27239a97f1c44.jpg

88ec3222a6f26f37aa67eb6f5c173b66.jpg

9096067a17cd43f9ef4346b93dc3d417.jpg

57e6229e3ba2508d89daed97a5c602a2.jpg

80060e679f1eb625f5461bd382c989c7.jpg

460bb1197b42632ab47f1f3be1525923.jpg

9bbc943cc9930853ad38521d0483e902.jpg


20 января 2020 в 05:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.