Сайт воспитателя детского сада Кобелевой Анастасии Алексеевны
Представление опыта работы по теме: «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при реализации регионального компонента «Байкал-жемчужина Сибири »Представление опыта работы по теме: «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя при реализации регионального компонента «Байкал-жемчужина Сибири » Подготовила: Кобелева Анастасия Алексеевна, воспитатель МКДОУ Разгонского детского сада Тайшет, 2019г. Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект – субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает не только музыкальное, но и всестороннее развитие ребенка, как главного объекта педагогических отношений. Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых образовательных задач. Формами взаимодействия деятельности воспитателя и музыкального руководителя в нашем ДОУ являются: 1. планирование совместной деятельности; 2. взаимообмен методическими и дидактическими материалами; 3. совместное проведение занятий и культурно-досуговых мероприятий; 4. взаимопосещение занятий; 5. участие в педагогических советах ДОУ. Я хочу познакомить с опытом работы о взаимодействии с музыкальным руководителем при реализации регионального компонента «Байкал – жемчужина Сибири», являющегося частью формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада. Направление данной программы актуально, так как усугубление экологической проблемы в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Задачи: - дать конкретные знания о природе Байкала, связях и закономерностях её явлений; - формировать действенное отношение к природе, охранять, обогащать её; - закреплять практические навыки правильного взаимодействия с природой; - развивать нравственные качества, эстетические чувства. Совместно с музыкальным руководителем мы поставили цель: сформировать экологическую культуру воспитанников через воспитание любви к природе родного края. Руководствуясь методическими материалами ГОУ ВПО «Восточно - Сибирская государственная академия образования», мы составили план реализации данной программы с учётом специфики нашего ДОУ (малокомплектный детский сад, одна разновозрастная группа). Первым этапом реализации плана стала организация развивающей предметно-пространственной среды. Организация развивающей предметно-пространственной среды Для ознакомления детей с природой родного края и озером Байкал нами был оформлен уголок «Байкал – жемчужина Сибири». В нем размещены: · дидактические игры («Назови дерево», «Найди маму детеныша», «Байкальское лото», «Путешествие по Байкалу» и др.); · карты озера Байкал; · альбомы: «Птицы Байкала», «Животный мир Байкала», «Растения Байкала», «Рыбы Байкала», «Байкал» – результат организации совместной проектной деятельности; · коллекция камней; · альбом с фотографиями; · фигурки диких животных; · художественная литература («Байкальский заповедник», «Легенды о Байкале», журнал «Сибирячок» и др.); · записи музыкальных произведений, звуков природы. Эти материалы могут использоваться как для самостоятельной деятельности воспитанников, так и для совместной, организуемой педагогом. Работа по созданию РППС была организованна совместно с родителями и детьми (создание альбомов, сбор фотографий, камней и др.) Созданная РППС соответствует принципам ФГОС ДО. Организация непосредственной образовательной деятельности При ознакомлении детей с озером Байкал основной формой работы стали занятия. Основным принципом организации НОД стал принцип интеграции, который является одним из главных принципов развития современного ДОУ, предложенным ФГОС к структуре ООП ДО. Для организации НОД использовались разные виды деятельности: · познавательно-исследовательская (путешествие по карте, экспериментирование, наблюдение, проект, конструирование из бумаги, решение проблемных ситуаций и др.); · коммуникативная (отгадывание загадок, составление описательных рассказов, ситуативные разговоры, беседы и др.); · продуктивная (лепка, аппликация, рисование, рассматривание картин, изготовление альбомов, панно и др.); · музыкально-художественная (слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, и др.); · ознакомление с художественной литературой (чтение рассказов, сказок, стихов, прозы); · игровая (сюжетные, дидактически, подвижные игры). При организации перечисленных видов детской деятельности использовалось музыкальное сопровождение. Например, рисование Байкала сопровождалось предварительным прослушиванием звуков прибоя, музыкальными произведениями; отгадывание загадок, составление описательных рассказов, ситуативные разговоры, беседы начинались с артикуляционной гимнастики; конструирование из бумаги, лепка, аппликация сопровождалась музыкально – пальчиковыми играми и т.д. Материалы, разработанные и подобранные музыкальным руководителем (музыкально – дидактические игры; музыкально – ритмические игры; музыкальные физкультминутки; звуки природы; электронные ресурсы, содержащие видеоматериал, музыкальные произведения) используются при проведении занятий совместно с ним и самостоятельно мною. Организация режимных моментов Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В отличие от музыкальной деятельности, организуемой музыкальным руководителем, включение музыки в повседневную жизнь определяется мною, при использовании различных произведений, музыкально-ритмических игр в ходе проведения утренней гимнастики, на прогулках, при организации сна. При организации утренней гимнастики используются комплексы гимнастики по музыку, на прогулках организуются музыкально-ритмические игры, при организации сна использую музыкотерапию. Культурно - досуговая деятельность Работа в рамках культурно - досуговой деятельности ведётся ежедневно. Я занимаюсь организацией как самостоятельно, так и с привлечением музыкального руководителя. Нами организуются разные виды культурно - досуговой деятельности: · театрализованные (сказка «Как появился Бакал», «Сказки дедушки Байкала»; · познавательные (викторины: «Что я знаю о Байкале», «Байкал –сердце Сибири», КВН «Знатоки Байкала»); · ежегодный праздник «День Байкала» (в 2019 г. – 08.09., 2-ое воскресенье сентября); · квест - игры («Путешествие по Байкалу» - представлена в приложении); · виртуальные экскурсии (на Байкал, в Байкальский заповедник, на ос. Ольхон). Развлечения с использованием музыки являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования их музыкального восприятия. Работа с родителями Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В целях реализации данной программы совместно с родителями была организована следующая работа: · совместный просмотр видеофильмов о Байкале; · подбор фотографий; · изготовление корабликов из бумаги и бросового материала; · оформление фото коллажа «Байкал – жемчужина сибири»; · культурно – досуговая деятельность (участие в экологическом мероприятии «Мы - защитники природы», праздниках: «Путешествие на Байкал», и др., инсценировках, викторинах); · конкурсы рисунков «Красота Байкала», «Растения и животные Байкала»; · проектная деятельность (результатом проектов являются альбомы «Животные Байкала», «Растительный мир Байкала», «Достопримечательности Байкала»). В результате организации совместной деятельности повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. При организации воспитательно-образовательного процесса мною совместно с музыкальным руководителем использовались следующие современные образовательные технологии: · здоровьесберегающие; · метод проектов; · технология проблемного обучения; · ИКТ; · игровая технология; · технология интегрированной образовательной деятельности. Применение современных образовательных технологий при тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и родителями способствует достижению позитивных результатов в воспитательно-образовательном процессе. Я считаю, что организация воспитательно-образовательного процесса в любом направлении с использованием музыки способствует не только музыкально-эстетическому развитию детей, но и более эффективному всестороннему развитию личности ребенка. Список литературы 1. Загадки, пословицы, поговорки. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с. 2. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. Н.А.Рыжова «Волшебница вода», «Я и природа». Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. 3. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с. 4. Байкал – Жемчужина Сибири: Учебно-методическое пособие –Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. - 165 с. 5. интернет ресурсы.
20 января 2020 в 05:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.