Сайт воспитателя детского сада Кобелевой Анастасии Алексеевны
Представление опыта работы Тема: «Оформление пространства детьми в ДОУ в соответствии с требованиями шкалы ECERS-R »В феврале 2019 года при организации самооценки качества дошкольного образования нашего учреждения при использовании «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» - ECERS-R одним из показателей, получившим низкий балл, стал показатель «Связанное с детьми оформление пространства». В соответствии со шкалой ECERS-R оценки «хорошо» и «отлично» по рассматриваемому показателю ставятся при соблюдении следующих требований: -большая часть (около 30 %) демонстрируемых материалов имеет близкое отношение к текущей деятельности и детям в группе (детские рисунки или фотографии о недавних занятиях); - большая часть демонстрируемых материалов сделана руками детей (50 на 50 или близко к этому); -многие демонстрируемые материалы расположены на уровне глаз детей; - преобладают работы детей, отличающиеся индивидуальностью (50 %, т.е. половина); - демонстрируются как трехмерные детские работы (пластилин, глина, дерево), так и работы на плоскости. В период проведения самоанализа данные требования не соблюдались. Низкий балл за этот показатель означает, что в оформлении пространства недостаточно представлены детские работы и фотографии. Изучив теоретический материал по соответствию показателя «Связанное с детьми оформление пространства», выяснила, что он отражает то, насколько деятельностно-ориентированным является организация образовательного процесса, насколько дети включены в него как субъекты, которые могут выражать свои впечатления, планировать свою деятельность и совершать выбор. Поскольку мышление дошкольников прежде всего наглядно-действенное и наглядно-образное, результаты деятельности должны быть представлены в оформлении группы: самодельные плакаты и буквы, авторские работы (рисунки, аппликации и др.), фотографии текущих событий. Все эти материалы создают в группе атмосферу, необходимую для развития детей и поддержки их инициативы. Согласно «Руководству по использованию «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R) в Российской Федерации» под оформлением понимаются только наглядные материалы, развешанные по стенам, на потолке, разложенные на полках и стеллажах, представленные на выставках (плакаты, рисунки, папки-передвижки, папки с работами детей и прочее – но только те, что предназначены для детей, а не для родителей. Соответственно для повышения оценки показателя «Связанное с детьми оформление пространства» необходимо соблюдать два важных требования: - вывешивать работы детей в помещении группы до конца изучаемой темы; - не использовать готовую печатную продукцию, а делать наглядные и дидактические пособия совместно с детьми; не заставляя их, а учитывая детскую инициативу (что хотят сделать они сами и как). При приведении в соответствие с требованиями шкалы показателя «Связанное с детьми оформление пространства» возникли следующие проблемы: - отсутствие достаточного количества материалов для деятельности детей, цветного принтера; - преобладание работ по образцу над работами по замыслу, что плохо сказывалось на формировании инициативности, творческих способностей и познавательной активности; - неэстетичное оформление: детские работы «не красивые». Мною была организована следующая работа по повышению оценки рассматриваемого показателя: - совместно с детьми нами были созданы «говорящие стены»; - для отражения детской деятельности, мы «построили» «говорящий дом»; - изготовление наглядных и дидактических пособий совместно с детьми; - организована работа по обозначению центров, маркировка контейнеров с материалами; - детьми обозначены названия комнатных растений; - в групповой комнате создан центр для размещения творческих работ детей (ранее работы располагались в приемной); - оформлены шторы в групповой и спальной комнатах. В ходе проделанной работы, выяснилось, что требования шкалы ECERS–Rважны не только для соответствия РППС, но и полезны. Во-первых, материалы, сделанные самими детьми, больше привлекают их внимание, чем покупная (готовая) продукция. Во-вторых, когда материалы находятся в группе на протяжении всей темы, дети постоянно погружены в образовательную атмосферу, тем самым, эти материалы для них становятся третьим педагогом, то есть работают даже без участия взрослого. Дети часто обращаются к этим материалам, рассматривают их, показывают друг другу, обсуждают. В-третьих, педагог не ограничен существующими дидактическими материалами в своей работе, может учитывать возникающие потребности детей и создать с ними необходимое пособие.
Список используемой литературы: 1. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание/ Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. - М. : Издательство <<Национальное образование, 2017. - 136 с. -(Национальная контрольно-диагностическая лаборатория). 2. Руководство по использованию «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R) в Российской Федерации: Методические рекомендации / Под общ. ред. Т.Н. Ле-ван, О.А. Шиян. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: МГПУ, 2017. — 26 с. 3. Опыт применения шкал ECERS-R для развития образовательной среды дошкольной группы/Кислицина А.В.-М.: Практическое приложение к журналу «СДО», 2017. 20 января 2020 в 06:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.