Сайт воспитателя детского сада Кобелевой Анастасии Алексеевны

Представление опыта работы Тема: «Оформление пространства детьми в ДОУ в соответствии с требованиями шкалы ECERS-R »

В феврале 2019 года при организации самооценки качества дошкольного образования нашего учреждения при использовании «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» - ECERS-R одним из показателей, получившим низкий балл, стал показатель «Связанное с детьми оформление пространства».

В соответствии со шкалой ECERS-R оценки «хорошо» и  «отлично» по рассматриваемому показателю ставятся при соблюдении следующих требований:

-большая часть (около 30 %) демонстрируемых материалов имеет близкое отношение к текущей деятельности и детям в группе (детские рисунки или фотографии о недавних занятиях);

- большая часть демонстрируемых материалов сделана руками детей (50 на 50 или близко к этому);

-многие демонстрируемые материалы расположены на уровне глаз детей;

- преобладают работы детей, отличающиеся индивидуальностью (50 %, т.е. половина);

- демонстрируются как трехмерные детские работы (пластилин, глина, дерево), так и работы на плоскости.

В период проведения самоанализа данные требования не соблюдались.  Низкий балл за этот показатель означает, что в оформлении пространства недостаточно представлены детские работы и фотографии.

Изучив теоретический материал по соответствию показателя «Связанное с детьми оформление пространства», выяснила, что он отражает то, насколько деятельностно-ориентированным является организация образовательного процесса, насколько дети включены в него как субъекты, которые могут выражать свои впечатления, планировать свою деятельность и совершать выбор. Поскольку мышление дошкольников прежде всего наглядно-действенное и наглядно-образное, результаты деятельности должны быть представлены в оформлении группы: самодельные плакаты и буквы, авторские работы (рисунки, аппликации и др.), фотографии текущих событий. Все эти материалы создают в группе атмосферу, необходимую для развития детей и поддержки их инициативы.

Согласно «Руководству по использованию «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R) в Российской Федерации» под оформлением понимаются только наглядные материалы, развешанные по стенам,  на потолке, разложенные на полках и стеллажах, представленные на выставках (плакаты, рисунки, папки-передвижки, папки с работами детей и прочее – но только те, что предназначены для детей, а не для родителей.

Соответственно для повышения оценки показателя «Связанное с детьми оформление пространства»  необходимо соблюдать два важных требования:

- вывешивать работы детей в помещении группы до конца изучаемой темы;

- не использовать готовую печатную продукцию, а делать наглядные и дидактические пособия совместно с детьми; не заставляя их, а учитывая детскую инициативу (что хотят сделать они сами и как).

При  приведении в соответствие с требованиями шкалы показателя «Связанное с детьми оформление пространства» возникли следующие проблемы:

- отсутствие достаточного количества материалов для деятельности детей, цветного принтера;

- преобладание работ по образцу над работами по замыслу, что плохо сказывалось на формировании инициативности, творческих способностей и познавательной активности;

- неэстетичное оформление: детские работы «не красивые».

Мною была организована следующая работа по повышению оценки рассматриваемого показателя:

- совместно с детьми нами были созданы «говорящие стены»;

- для отражения детской деятельности, мы «построили» «говорящий дом»;

- изготовление наглядных и дидактических пособий совместно с детьми;

- организована работа по обозначению центров, маркировка контейнеров с материалами;

- детьми обозначены названия комнатных растений;

- в групповой комнате создан центр для размещения творческих работ детей (ранее работы располагались в приемной);

- оформлены шторы в групповой и спальной комнатах.

В ходе проделанной работы, выяснилось, что требования шкалы ECERS–Rважны не только для соответствия РППС, но и полезны.

Во-первых, материалы, сделанные самими детьми, больше привлекают их внимание, чем покупная (готовая) продукция.

Во-вторых, когда материалы находятся в группе на протяжении всей темы, дети постоянно погружены в образовательную атмосферу, тем самым, эти материалы для них становятся третьим педагогом, то есть работают даже без участия взрослого. Дети часто обращаются к этим материалам, рассматривают их, показывают друг другу, обсуждают.

В-третьих, педагог не ограничен существующими дидактическими материалами  в своей работе, может учитывать возникающие потребности детей и создать с ними необходимое пособие.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание/ Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер. - М. : Издательство <<Национальное образование, 2017. - 136 с. -(Национальная контрольно-диагностическая лаборатория).

2. Руководство по использованию «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R) в Российской Федерации: Методические рекомендации / Под общ. ред. Т.Н. Ле-ван, О.А. Шиян. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — М.: МГПУ, 2017. — 26 с.

3. Опыт применения шкал ECERS-R для развития образовательной среды дошкольной группы/Кислицина А.В.-М.: Практическое приложение к журналу «СДО», 2017.

e421b97a7a994788bf93263860d2e494.jpg

e54d3dd422763e5b963d9a0aac12265d.jpg

d6167f3148c1896ae3bfc6779377a17d.jpg

b1741fa02d067f07aa99e9b09545d153.jpg

6f591926ac4bc982ec2e0fed8973fad1.jpg

816a2dd1bc98dc2c474cc74b96a62559.jpg

129094a5e8780808c0eca158d7c774d3.jpg

6530e9786d144a9a5e90a3dd53fa6e67.jpg

d6719b9d6f756a1d878fe92f61900643.jpg

aa0049e2a95c3aa4f0867e0901fcd52e.jpg

ccb2c9499e8fd928a78d0ff19719c1ee.jpg

e4cd3bcec54d91b17dc2041277948bdd.jpg80e5e93249007e16e0d2bcba636c6782.jpg

20 января 2020 в 06:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.