Сайт воспитателя детского сада Кобелевой Анастасии Алексеевны
Технология «Развитие диалогической речи в игре»Технология «Развитие диалогической речи в игре» Подготовила: воспитатель Кобелева Анастасия Алексеевна Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик (сообщению, побуждению и реакциям на них) внимания не уделяется, хотя без них не может быть полноценного диалога. Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере. Диалог — это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой. Для ведения диалога характерно выполнение правил, - соблюдение очередности в разговоре; - необходимость выслушивать собеседника, не перебивая; - поддерживать общую тему разговора. Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос – ответ», «сообщение – реакция на сообщение», «побуждение – реакция на побуждение». Диалогическое единство - сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплика, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции). Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу. Этапы использования игр и игровых приемов 1 этап – заимствование готовых диалогических реплик ПРИМЕР Диалогическое единство «вопрос-ответ» в потешках, стихотворениях. Здесь дети усваивают по ролям различные вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию. - Кисонька-мурысонька, Ты где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысонька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна! Не ешь одна! Диалогическое единство «побуждение – реакция на побуждение»: В этом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения. - Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи! - Отчего не поскакать? Поскачу! - Лапкой, зайка, постучи- постучи! -Отчего не постучать? Постучу! Диалогическое единство «сообщение–реакция на сообщение»: С.Маршак «Перчатки», Е. Благинина «Мороз»: -Морозы жестокие в этом году! Тревожно за яблоньки в нашем саду! -Тревожно за Жучку. В ее конуре Такой же морозище, как на дворе. Здесь каждые две строчки содержат законченное суждение. Разыгрывая это стихотворение поочереди, дети обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему. Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх. Вопрос-ответ (игры «Почта», «Фанты», «Краски», «Коршун») ПРИМЕР «Краски» Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Ход игры Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель: - Тук-тук! - Кто там? – Покупатель - Зачем пришел? – За краской. - За какой? – За голубой. Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. - сообщение – реакция на сообщение: «Садовник», «Пчелки и ласточки», «А мы просто сеяли» ПРИМЕР
Реплики из пары побуждение – реакция на побуждение (стихотворения, словесные игры «Передай письмо», «Волшебный ключ») ПРИМЕР Усатый-полосатый(Отрывок из стихотворения С.Маршака) Стала девочка учить котенка говорить: - Котик,скажи мя-чик. - А он говорит: «Мяу!» -Скажи: ло-шадь. А он говорит: «Мяу!» -Скажи: э-лек-три-че-ство. А он говорит: «Мяу- мяу!». Все «мяу» да «мяу». ПРИМЕР Подвижные игры «Барашек» Цель: учить детей выражать побуждение и реагировать на него Ход игры Играющие встают в круг, барашек внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова: - Ты барашек серенький, С хвостиком беленьким! Мы тебя поили, Мы тебя кормили. Ты нас не бодай. С нами поиграй! Скорее догоняй! По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек ловит их со словами: «Догоню-догоню». Таким образом, воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора. На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Средства: театральные игры, пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений, режиссерские игры по мотивам произведений Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. ПРИМЕР Вопрос-ответ (дидактические игры, которые в которых дети конструируют диалоги) Игра «Что в чудесном мешочке? Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности Материал. Мешочек, какой–либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (мыло); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу, фишки. Ход игры Игра может проводиться в дополнение к занятию. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по-очереди: кому попадет мяч в руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задавал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем! Воспитатель дает мяч одному из детей и предлагает задать вопрос. Далее мяч передается по кругу либо тому ребенку кто попросит. Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если не угадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет. В конце игры подсчитывается число полученных фишек. Сообщение – реакция на сообщение ПРИМЕР: Неладно скроен, да крепко сшит (К.Ушинский) – может быть инсценировка Беленький, гладенький зайчик ежу: -Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечает еж, но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул. (самостоятельное продолжение от ребенка) Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г.Остера, «Божья коровка», «Неладно скроен, да крепко сшит» К. Ушинского «Спор животных» (русская народная сказка) «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки. ПРИМЕР Хочу быть слоненком ( Г.Остер) Было очень жарко, и все сидели на берегу озера. -Я, - сказала мартышка, могу быть акробатом в цирке. - А я, похвастался попугай, - могу магнитофоном. -А я могу канатом на корабле, - сказал удав. - А ты кем можешь? – спросили слоненка. Слоненок думал-думал и ответил: - Я могу слоненком. - Подумаешь! Стали все смеяться. – Ты и так слоненок. Это неинтересно. - А вот и интересно, - обиделся слоненок. Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И оказалось, что действительно интересно. Не верите – сходите, посмотрите. На данном этапе также можно учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации. На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры – импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик. Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких словесных играх, как «Да и нет»,«Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне – я тебе». ПРИМЕР «Да и нет» Цели: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.. Материал. Семь-восемь предметов различного назначения –игрушки, предметы быта, овощи, одежда. Ход игры Предметы раскладываются на столе. Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы. Чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли? Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы. Это предмет нужен в хозяйстве? - его едят? - его надевают на тело? - Он лежит посередине стола он лежит рядом с…? - Он круглый? Он коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: -от назначения предмета – к его расположению - к выяснению внешних признаков; лишь затем назвать отгадку. «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия памяти, мысли, активизации знаний детей о предметах, природе, родном городе. Игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы: -формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик); - отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику. Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.
20 января 2020 в 06:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.